Категории раздела

Новости сообщества "РВА" [9]
новости о нас
Новости России и Азербайджана [6]
о наших государствах

Мини-чат

300

Наш опрос

Какой месенджер ваш ЛЮБИМЫЙ?
Всего ответов: 31

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Немного истории

Русская речь на берегу Каспия


 


Скоропостижная кончина СССР повлекла за собой не только глобальные геополитические изменения, но и существенным образом изменила социально-этническую карту бывшего советского пространства


Новые реалии привели к резкому оттоку русскоязычного населения из постсоветских республик в Россию или дальнее зарубежье. Другая часть «русскоязычных» оказалась в условиях непростого выбора: далеко не все хотели или могли покинуть страну проживания. Те, кто остался, попали в невыгодную ситуацию: в большинстве своем не зная официального языка новоиспеченного независимого государства, они оказались за бортом социальной и экономической жизни общества, главными элементами выживания в которой становились общественные организации в рамках русской диаспоры.


Русская диаспора в Азербайджане – самая крупная в Закавказье – регионе, имеющем ключевое геополитическое значение. Азербайджан занимает важное стратегическое положение, располагаясь в восточной части Закавказья (Южного Кавказа), на юго-западном побережье Каспийского моря, и имея при этом общую сухопутную границу с РФ, Арменией, Ираном, Грузией и Турцией.


Население Азербайджана – 8,5 млн человек (большинство – мусульмане-шииты), из которых, по некоторым данным, до 5 млн владеют русским языком. Нынешние азербайджанские власти сложно упрекнуть в проведении открытой антироссийской или пророссийской политики.


Давние связи


Еще в VIII веке в городе Итиль, столице могущественного тогда Хазарского каганата, существовали целые слободы русских купцов, которые вели торговлю со странами Кавказа. Сведения арабских путешественников и географов IX–X веков свидетельствуют, что русские купцы спускались по Волге в прикаспийские области, добираясь до Багдада. И позже, в годы господства Золотой Орды, русские суда появлялись на Каспийском море, русские купцы торговали на Кавказе и в Азербайджане. В 1465 году между Великим княжеством Московским и государством Ширваншахов (существовало в IX–XVI веках) были установлены дипломатические отношения.


В конце XVIII века на территорию Азербайджана стали проникать русские казаки, а первая волна русской иммиграции в Азербайджане относится к началу XIX века, тогда сюда из России переселяли религиозные секты из южных русских губерний – молокан, духоборов, староверов.


В 1828 году, по окончании Русско-персидской войны, между Российской империей и Персией был подписан Туркманчайский мирный договор, по которому территория тогдашнего Азербайджана была разделена между Персией и Российской империей, а большая часть нынешнего Азербайджана отошла к России. В 1832 году последовало распоряжение из Петербурга о переселении русских раскольников из внутренних губерний России в Закавказский край, после чего в Азербайджане появились русские переселенцы из Тамбовской, Саратовской, Воронежской и некоторых других губерний внутренней России.


Однако власти России не ограничивались переселением религиозных диссидентов на вновь присоединенные земли. Еще в 1829 году было издано «Положение о закавказских училищах», в котором официальной задачей провозглашалось «как можно быстрее подготовить для края сведущих чиновников, как гражданских, так и военных, знакомых с местными особенностями»В Петербурге отдавали себе отчет в необходимости создания «образовательной почвы» для переселения в регион русских специалистов и последующего поступательного развития новых земель. И действительно, в 30-е годы XIX столетия в крупных городах Азербайджана стали открываться первые начальные русские школы, затем – первые частные учебные заведения на русском языке, а несколько позже (в конце XIX века) появилось и первое женское училище.


Стоит особо отметить, что уже в тот период закладывались основы прочной русскоязычной прослойки Азербайджана. Правда, поначалу азербайджанские семьи неохотно отдавали своих детей в русские школы и училища (в том числе из-за боязни духовенства, которое неодобрительно относилось к такому обучению и поэтому чинило серьезные препятствия). Однако со временем, осознав прогрессивность просвещения, число азербайджанцев, желающих обучаться в этих заведениях, резко возросло. В 60-х годах XIX века в предместье Шеки, Ханабаде, московские промышленники Алексеев и братья Воронины построили шелкометательную фабрику (крупнейшую по тем временам) с 432 станками, обеспечив работой 500 человек. Примерно в этот же период в Сураханах (близ Баку) русскими предпринимателями Кокоревым и Губониным был построен крупный нефтеперерабатывающий завод.


 



В 1890 году было завершено строительство Закавказской железной дороги, соединившей Азербайджан с центральными районами России. На конец XIX века приходится следующая крупная волна русской миграции в Азербайджан, когда в результате бурного развития нефтяной промышленности и урбанизации сюда приезжали молодые специалисты со всей Российской империи. Весомый вклад в развитие нефтяной промышленности Азербайджана внесли русские ученые Менделеев, Морковков, Семенов, Голубятников и другие. Во внедрении технических новшеств большая заслуга принадлежит русским инженерам-изобретателям Воскобойникову, Романовскому, Шименовскому, Сорокину, Архипову, Лебедеву. Настоящий переселенческий поток квалифицированных рабочих и технической интеллигенции в Азербайджан сопутствовал началу бакинского нефтяного бума.


Центростремительное движение


После установления советской власти в Азербайджане миграция русского населения в регион, носившая как стихийный, так и организованный характер, приобрела еще более значительные масштабы. С вхождением в 1922 году Азербайджана в состав СССР численность русского населения республики продолжала неуклонно увеличиваться. В период индустриализации 30-х годов в Азербайджан было направлено значительное число квалифицированных специалистов из России. Русскоязычное население было в основном сконцентрировано в крупных городах: Баку и Гяндже. Русские села компактно располагались в основном в Шемахинском, Исмаиллинском и Ленкоранском районах страны. (Кстати, некоторые из них сохранились по сей день; одно из самых крупных – село Ивановка Исмаиллинского района, где проживает более 3 тыс. человек.) Так или иначе, в 1939 году численность русских в АзССР достигла 500 тыс., что составляло более 16% населения республики.

Немало русских приехало в Азербайджан в годы Великой Отечественной войны, а также в период активного роста промышленности, в 50-е годы ХХ века. Последнее же значительное переселение русских в Азербайджан было связано с возведением в 1949 году «Комсомольска на Каспии» – промышленного города Сумгаита.


В 60-е годы численность русского населения Азербайджана составляла около полумиллиона человек. Причем к этому русскоязычному пласту наряду с русскими относили себя украинцы, белорусы, евреи, армяне и представители других национальностей. Центром этого пласта, безусловно, был Баку. Подавляющая часть жителей города училась и работала, используя русский язык. Количество школ с русским языком обучения заметно превалировало над школами, где преподавали на азербайджанском языке. Здесь на протяжении десятилетий формировалось уникальное сообщество бакинцев, носителей межнациональной культуры, говорящих на русском языке, среди которых музыкант М. Ростропович, певец М. Магомаев, лауреат Нобелевской премии Л.Д. Ландау, актер и кинорежиссер Ю. Гусман и другие.


Однако уже в середине 70-х годов начала проявляться слабая тенденция к оттоку русского населения из республик Закавказья, в том числе из Азербайджана, превратившаяся в 80-е годы в устойчивый и масштабный миграционный отток. По сути, «80-е годы ХХ столетия явились тем временным рубежом, когда характерная для всей истории русских инерция центробежного движения, «растекания» по территории страны уменьшилась, наступил момент относительного покоя, перелома, после которого зародилось и стало набирать силу противоположное по направлению движение – центростремительное, «собирающее» русских в Россию».


Смутное время


Как известно, с начала 90-х годов страны постсоветского зарубежья только в миграционном обмене русским населением с Россией уже потеряли несколько миллионов человек; эта тенденция затронула и Азербайджан. В 1989 году численность русской диаспоры тогда еще в советской республике упала до 392 тыс. человек, а к концу 90-х годов сокращение русского населения в Азербайджане составило 48%, остановившись на рубеже 170 тыс. человек.


В целом начало 90-х годов стало едва ли не самым сложным в истории российско-азербайджанских взаимоотношений вообще и русской диаспоры в Азербайджане в частности. Одним из катализаторов развития процесса сокращения русского населения в Азербайджане стал конфликт в Нагорном Карабахе, имевший давние корни. Еще в 1921 году по решению Политбюро РКП(б) Нагорно-Карабахская автономная область была включена в состав Азербайджанской ССР. Это вызвало недовольство армян, на протяжении многих десятилетий требовавших присоединения НКАО к Армении. В дальнейшем, после провозглашения политики «гласности» в СССР в конце 80-х годов, армянское население НКАО при поддержке Армянской ССР стало активно требовать независимости, что в итоге вылилось в войну и массовый исход азербайджанских беженцев из Армении и армянских – из Азербайджана. В результате НКАО де-факто стала непризнанным независимым государством, населенным почти исключительно армянами. И хотя в мае 1994 года между сторонами было заключено перемирие, до мира в регионе так же далеко, как и 14 лет назад.


Этническое противостояние армянского и азербайджанского населения и фактическая оккупация 20% азербайджанской территории сторонниками карабахской независимости вызвали массовый приток в республику азербайджанских беженцев из Армении, в подавляющем большинстве не владеющих русским языком. Процент же русского населения республики резко сократился из-за внутренней политики пришедшего к власти радикального Народного фронта под руководством Абульфаза Эльчибея. Правительство Эльчибея было не в состоянии обустроить большое число беженцев, которые в первую очередь пополнили ряды его сторонников, превратив националистическую группировку в мощную партию. Кроме того, русскоязычное население (имеются в виду русские, евреи, бакинские армяне, украинцы, белорусы) частично покинуло Баку после вспышки этнического противостояния в столице республики в начале 90-х годов. Так, по официальным данным, только в ходе трагических событий января 1990 года Азербайджан покинули 108 тыс. русских; всего же после 1989 года из страны выехали 169 тыс. русских, 15 тыс. украинцев и 3 тыс. белорусов. При этом посольство РФ в Азербайджане считает, что на самом деле за 1990–1992 годы из Азербайджана уехало более 220 тыс.


Русская община


С приходом к власти в Азербайджане в 1993 году Гейдара Алиева положение русскоязычного населения изменилось. Несмотря на доминирующую роль азербайджанского языка, русский язык перестал искусственно выдавливаться из общественной жизни. При этом, однако, наметился переход к плавной адаптации азербайджанского языка во всех сферах общественной жизни, что не могло не привести к снижению интереса к русскому языку.


Конечно, в трудных условиях начала 90-х годов перед оставшимися в Азербайджане русскими встала необходимость в самоорганизации. Именно тогда группа русских интеллигентов во главе с доцентом Бакинского государственного университета Виктором Зотовым создала организацию, представлявшую интересы всех граждан республики, в том числе русских, – добровольное общество солидарности народов Азербайджана «Содружество» (сегодня эта структура объединяет около 7 тыс. русских, белорусов, азербайджанцев и представителей других народностей Азербайджана). В 1992 году по инициативе Михаила Забелина была создана первая организация собственно русской диаспоры – общество «Азербайджан–Россия». Наконец, спустя несколько месяцев, в 1993 году, им же была организована русская община в Азербайджане, которая и по сей день возглавляется ее основателем, ныне депутатом парламента Республики Азербайджан (Милли Меджлиса).


Самая же масштабная организация русской диаспоры – Русская община Азербайджанской Республики. Действующая с 1993 года община объединяет около 40 тыс. человек и своей главной целью ставит защиту интересов этнических россиян, сохранение русского языка, русской культуры. Община ведет активную работу с русским населением республики, в первую очередь путем предоставления консультаций по гражданским и юридическим вопросам. При русской общине созданы филиалы, которые функционируют в 10 районах Баку, а также во всех крупных городах страны: Сумгаите, Гяндже, Шемахе, Хачмасе, Куткашене и др. (всего 32 отделения). При общине работают Центр русской культуры, Клуб деловых людей, а также несколько коммерческих структур. За время существования общиной были проведены два съезда – в 1998 и 2004 годах.


В Азербайджане также функционируют такие русскоязычные организации, как Ассоциация преподавателей русскоязычных учебных заведений Азербайджана, Центр культуры славян, Ассоциация русской молодежи Азербайджана, Международный центр русскоязычной молодежи, и ряд других.


Весьма прочные позиции в Азербайджане занимает Русская православная церковь. Еще 28 декабря 1998 года была восстановлена БакинскоПрикаспийская епархия (ставшая 128-й епархией Русской православной церкви), в состав которой вошли православные приходы на территориях Азербайджана, Дагестана и Чечни. Сейчас в Азербайджане действует восемь православных церквей, пять из которых находятся в Баку (самая крупная – кафедральный собор Святых Жен-Мироносиц, открытый вновь лишь в конце XX века) и три – в других городах страны: Гяндже, Хачмасе и Сумгаите. Во время визита в Азербайджан патриарх Алексий Второй заявил: «Создание Бакинско-Прикаспийской епархии явилось важным событием для православных верующих Азербайджана, способствовало налаживанию диалога между представителями мусульманской и православных общин страны». Патриарх высоко оценил доброе отношение к русским в Азербайджане, подчеркнув, что наличие здесь русской общины является «важным фактором взаимопроникновения культур».


Есть в Азербайджане и землячество казаков, действующее с 1994 года и объединяющее приблизительно полторы тысячи человек. Как уже говорилось выше, казаки появились в Азербайджане раньше других этнически русских групп – еще после Русско-турецкой войны 1787–1791 годов началось проникновение представителей русского казачества на азербайджанскую землю. Сегодня землячество, возглавляемое атаманом В.В. Мерешкиным, поддерживает тесные связи с кубанским и сибирским казачеством, Союзом казаков России, активно действует в самом Азербайджане, проводит культурные и гуманитарные акции, связанные с организацией отдыха детей, оказанием помощи нуждающимся и престарелым, имеющим казачьи корни.


Проблемы и тенденции


Несмотря на обилие русскоязычных организаций, их структурированность, наличие прочных связей с Россией и в целом неплохое положение в стране, русская диаспора в Азербайджане, будучи национальным меньшинством, испытывает определенные трудности, особенно вне больших городов. Правда, проблемы русской диаспоры – те же, что и у остального населения Азербайджанской Республики, например проблема занятости.


Основным препятствием для полноценной интеграции в азербайджанское общество для русского населения, пожалуй, является незнание государственного языка. Постепенное сокращение сферы применения русского языка в республике в связи с принятием закона о защите азербайджанского языка в 2002 году, переводом на него делопроизводства в госучреждениях, заменой кириллицы на латинский шрифт создает значительные проблемы для русской диаспоры. Незнание же азербайджанского языка мешает русскоязычным гражданам окончательно адаптироваться в новых условиях жизни, поскольку препятствует более активной общественно-политической деятельности, участию в различных партиях и движениях, создает трудности при устройстве на работу. Заметим, сразу после принятия нового закона представители русской общины выражали обеспокоенность и протестовали против него, поскольку документ предусматривал перевод всей образовательной системы на азербайджанский язык, а русскому языку отводилась роль иностранного.


Есть у русской диаспоры в Азербайджане и другие проблемы. Сейчас русское население Азербайджана на 60% представлено пожилыми людьми. А русская молодежь, выросшая в Азербайджане, играет явно недостаточную роль в экономическом развитии республики, оставаясь тем самым за бортом крупного азербайджанского бизнеса. Следует отметить и такую проблему, как нехватка русскоязычной специализированной профессиональной литературы для студентов и преподавательского состава вузов. Кроме того, с 1 января 2008 года на территории Азербайджана полностью прекращено вещание российских телеканалов, что, несомненно, негативно скажется на положении русских соотечественников.


И все же, что касается самого болезненного вопроса для русской диаспоры на постсоветском пространстве – проблемы русского языка, следует с удовлетворением признать: трудностей с изучением «великого и могучего» в Азербайджане (во всяком случае, в крупных городах) как таковых нет. Результаты социологического опроса населения, проведенного в 1997 году, свидетельствовали – примерно 90% граждан Азербайджана добротно владеют русским языком, около 60% предпочитают местным и турецким программам российское телевидение, а 30% читают газеты исключительно на русском языке. По официальным данным переписи населения 1999 года, из 8,4 млн азербайджанского населения 169 тыс. человек считают русский язык родным. Около 2 млн жителей свободно владеют русским языком, в том числе 590 тыс. этнических азербайджанцев. Всего говорящих по-русски – свыше 40% населения.


В Азербайджане нет проблем с разговорной русской речью, на русском языке издается целый ряд печатных СМИ, на главных телевизионных каналах идут передачи на русском языке, проводятся фестивали русской книги, олимпиады по русскому языку среди учащихся средних учебных заведений, действует Русский драматический театр имени Самеда Вургуна.


Нельзя не отметить, что за годы независимости в Азербайджане (в отличие от своих соседей по Южному Кавказу), несмотря на сокращение количества русских классов, не была закрыта ни одна русская школа, в которых родители могут выбрать русский язык в качестве основного для своих детей, начиная с первого класса. Из 1,6 млн учащихся на русском языке обучаются более 109 тыс. человек (порядка 11%). Из 4547 общеобразовательных школ республики в 384 преподавание ведется в двух секторах – на азербайджанском и русском языках. В русских школах работают 2170 преподавателей, в школах с азербайджанским и русским секторами – свыше 14 тыс. В 18 азербайджанских и 14 филиалах российских вузов, а также в 38 средних специальных учебных заведениях на русском языке обучаются около 20 тыс. студентов. Особенно следует отметить созданный указом президента Азербайджанской Республики Гейдара Алиева от 13 июня 2000 года Бакинский славянский университет (БСУ), где изучают славянские языки. Среди почетных докторов БСУ – премьер-министр Российской Федерации Владимир Путин, патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй, председатель Совета Федерации РФ Сергей Миронов.


Более того, в последние годы в стране наблюдается интересная тенденция: и в столице, и в других районах республики отмечается своеобразная мода на русский язык и российский стиль жизни. Так, в Азербайджане чрезвычайно популярна российская музыкальная эстрада; фильмы в кинотеатрах страны идут преимущественно на русском языке; многие азербайджанские газеты и телеканалы стали употреблять в своих материалах русские слова и т.д..


Причина этого тренда очевидна: в настоящее время в различных регионах России проживают, работают, отсылают сбережения на родину и регулярно приезжают до 2,5 млн азербайджанцев. Разумеется, с увеличением численности азербайджанской диаспоры в России в самом Азербайджане растет и влияние русского языка и русской культуры.


В целом, по словам главы русской общины Азербайджанской Республики Михаила Забелина, «общее настроение к русским в Азербайджане – благожелательное. И мы… одобряем нынешнюю политику государства, которое не допускает обострения националистических проявлений в стране». Того же мнения придерживаются и официальные власти Азербайджана. Принимая 14 октября 2004 года представителей русской общины Азербайджана, президент республики Ильхам Алиев подчеркнул: «Мне очень приятно, что русская община в Азербайджане очень успешно развивается, очень активно работает во всех направлениях. Межнациональных вопросов, проблем в Азербайджане никогда не было. Русские граждане Азербайджана внесли и вносят очень большой вклад в дело развития страны».


Россия же не забывает о своих соотечественниках за рубежом. Так, в 2006 году на работу с русской диаспорой в Азербайджане было израсходовано более 11 млн рублей. Единовременную материальную помощь получили свыше 1120 ветеранов войны, 131 человек прошли стационарное лечение в лучших санаториях Азербайджана. Было организовано 16 научно-практических конференций и круглых столов, литературно-музыкальных вечеров, посвященных знаменательным датам и юбилеям великих русских поэтов и композиторов, на которых побывало более 6 тыс. человек.


В сентябре 2006 года в Баку состоялось расширенное заседание Международного совета российских соотечественников, проведен Первый международный фестиваль русской книги.


За последнее десятилетие численность русской диаспоры в Азербайджане несколько сократилась – в настоящее время доля этнических русских составляет всего 1,8% населения страны, или чуть более 140 тыс. человек, которые обосновались в основном в Баку и близлежащих районах. Конечно, как и в случае с любой диаспорой, положение русских в Азербайджане далеко от идеала. Однако по сравнению с проблемами у русскоязычного населения в некоторых других южных (и не только) республиках бывшего СССР русская диаспора в Азербайджане чувствует себя вполне комфортно. 


 

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Сегодня сайт посещали: